Одной
из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является
выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; — максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; — развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; — формирование
установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности,
развитие мотивации дальнейшего творческого роста; — формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; — приобретение навыков рефлексии1,
формирование умения анализировать собственные интересы, склонности,
потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный",
"я идеальный"); — формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по мнению многих
специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на
портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами,
раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел
"Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться
только в качестве приложения!
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
_______________ 1 Рефлексия
- склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем
внутреннем состоянии. Размышление о самом себе, познание и анализ
собственных психических процессов и состояний. Нарушает жизнь человека
и снижает его адаптацию как при избытке, так и при недостаче
самопознания.
Главное не победа, главное - участие!
Безусловная
ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению
самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей
каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что
составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными
грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Долговременные
исследования психологов заставили многих специалистов в области
образования принять точку зрения, согласно которой ведущей
характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся
способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию2 (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
_______________ 2 Мотивация - побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность.
Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жестких
требований (государственного образца) на данный момент не существует.
Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти
к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как
правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению.
Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио
ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои
достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел,
документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и
сертификаты).
Возможный вариант составления портфолио.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
Считаю
важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не
стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему
возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет
представиться другим.
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения"
- небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно
написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или
других учебных заведениях дополнительного образования.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
"Мои любимые школьные предметы"
- небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по
принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с
названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В
этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету.
Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами,
интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста
скорости чтения, творческими работами.
РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все
мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно
отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл
роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету
к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять
этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений
на тему.
РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки,
сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно
поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную
свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо
бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ
или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось
Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички
РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
В
начальной школе дети принимают активное участие в
экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки,
посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить
ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только
вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои
впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл
прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк
"Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение
презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ
в нескольких номинациях.
РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь
размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а
также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не
следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и
успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в
порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
В
портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А
жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная
оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят
либо нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего
не отражающей похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же
"Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: "Принял
активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы".
Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил
стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."
Переходя в старший класс.
В
начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио,
проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс
содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы
и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что
представляет бОльшую ценность, размещается в специальном разделе. Его
можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
Важно помнить.
В
первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением
портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как
он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого
начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал
определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы
неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование
личного отношения к полученным результатам и осознание своих
возможностей.
А вы обратили внимание на то, что постепенно
"человек для общества" уступает место "человеку для себя"? Вот поэтому
и главные усилия в сфере образования теперь предлагается направлять на
развитие прежде всего тех способностей, которые не вытекают из каких-то
абстрактных "общественных потребностей", а требуются самому человеку
для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к
целям, которые человек поставил себе сам.